Notice: Only variables should be assigned by reference in /home/pu4-biysk/pu4-biysk.ru/docs/libraries/joomla/document/feed/renderer/rss.php on line 53
Твоя информационная культура Официальный сайт Бийский промышленно-технологический колледж http://pu4-biysk.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=39&Itemid=90 Sat, 04 May 2024 12:07:01 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Учись учиться! http://pu4-biysk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=82:-&catid=39&Itemid=90 http://pu4-biysk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=82:-&catid=39&Itemid=90 Одним из приемов рационального обучения является
 конспектирование учебного материала.

Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект - это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

Конспект, план-конспект - это способ работы с текстом. Цель - зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект - это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.

Конспект - это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В  конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Типы конспектов:

  1. Плановый.
  2. Текстуальный.
  3. Свободный.
  4. Тематический.

Краткая характеристика типов конспектов

1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Как составить конспект?

  • Прочитайте текст учебника.
  • Определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.
  • Выделите взаимосвязи.
  • Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  • Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
  • Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
  • В конспект  включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
  • Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
  • Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  • Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").
  • Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Правила конспектирования

1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план - основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:

•текстуальный конспект - представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

При написании конспекта:

  • сначала прочитывается текст-источник,
  • в нём выделяются основные положения;
  • подбираются примеры;
  • идёт перекомпоновка материала;
  • затем оформляется текст конспекта;

Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике;

План-конспект - это более детальная проработка источника:

  • составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные;
  • к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

    Конспекты могут быть плановыми, т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.

•Конспект-схема

Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении.

Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:
1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, обще понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5. Дайте название выделенным группам.
6. Заполните схему данными.

•Опорный конспект
Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название "опорный сигнал". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

 

]]>
pu4biysk@mail.ru (Administrator) Твоя информационная культура Tue, 22 Dec 2009 06:02:29 +0000
Как работать над рецензией на книгу http://pu4-biysk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=81:--&catid=39&Itemid=90 http://pu4-biysk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=81:--&catid=39&Itemid=90
1. Внимательно прочитайте или перечитайте книгу.

2. Подумайте над вопросами:

  • Как книга читалась?
  • Как она будет восприниматься другими читателями?
  • Какова тема произведения?
  • Какова его главная мысль?
  • В чем убеждает нас автор?
  • Как писатель приводит нас именно к этим выводам?
  • Кто герои книги?
  • Каковы их стремления, дела, характеры? Какое отношение вызывают они у читателей?
  • В чем художественное своеобразие книги?
  • Как она построена? Каков её язык?
  • Что в языке вам показалось необычным, ярким?
  • Какова ваша общая оценка книги?
  • Что в этом произведении особенно ценного, нового?
  • А что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?

Ответы примерно на такие вопросы и составят основу вашей рецензии. Вопросы эти примерные, а не обязательные, порядок их тоже примерный, а не обязательный. Не бойтесь строить рецензию по-своему и выражать свое искреннее мнение о книге. Но при этом помните: рецензию на художественное произведение нельзя подменять простым пересказом его содержания.

Рецензировать можно не только книги, спектакли, но и сочинения и творческие работы, устные ответы.

План выборочной рецензии,
которым можно пользоваться при оценке ответов товарищей
.

1. Была ли удачной вступительная фраза?
2. Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью?
3. Есть ли в ответе обобщение - концовка? Удачна ли она в языковом отношении?
4. Были ли нарушения последовательности?
5. Удовлетворены ли вы количеством и качеством примеров?
6. Был ли ответ развернутым? Использованы ли сравнения?

 

]]>
pu4biysk@mail.ru (Administrator) Твоя информационная культура Tue, 22 Dec 2009 05:34:10 +0000